Среда
15.05.2024
13:07
Режим работы:
ВТОРНИК-СУББОТА с 9.00-18.00 ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД:с 13.00-14.00 ВЫХОДНЫЕ: ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК
Наши контакты
Кировская область пгт.Опарино, ул Первомайская , дом 3 Опаринский РЦКД ( 2 этаж) директор Шипицына Татьяна Николаевна телефон 883353-2-21-25 эл.почта:muzeioparino@mail.ru
вход бесплатный
-
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Наши друзья
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    ОПАРИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.Мы рады видеть Вас!

    Главная » 2018 » Ноябрь » 21 » История земли Опаринской
    10:51
    История земли Опаринской

    1. Географическое положение Опаринского района

     

    Опаринский район расположен в северо-западной части Кировской области (см. рис. 1). С северной стороны он граничит с Подосиновским и Лузским районами, на западе с Костромской и Вологодской областями, на юге с Даровским и Мурашинским районами, на востоке с республикой Коми. Внешние связи района обеспечиваются железной дорогой Киров-Котлас. Территория обслуживается дорогами местного значения. Общая площадь района составляет на 1 января 1999 года 604286 гектар. Опаринский район входит в Моломо/Лузский физико-географический округ и в состав северной агроклиматической зоны. Другой его природной особенностью можно считать расположенные вблизи осевой зоны Северных Увалов, являющихся водоразделом рек Северной и Южной покатости Русской равнины.

    Территория района расположена в Северовосточной части Русской равнины.

     

    1. Водораздел на территории района

     

    Не менее интересно нахождение Опаринского района в зоне неоднократного воздействия древнихоле оледенений, и наложивших отпечаток на облик поверхности, строение речной сети, других компонентов природы и ландшафта в целом. По результатам геолого-съемочных работ выяснено, что территория подвергалась воздействию днепровского и московского оледенений. Ещё и теперь можно наблюдать участки с валунами и ложбинами ледникового происхождения (см. фото 2). При стоянке ледника последнего оледенения на территории Опаринского района возник водораздел двух больших речных систем. Большая часть района находится в бассейне реки Молома и ее притоков – это Вятско – Камская речная система. Северо-восточный угол района находится в бассейне рек Луза и Пушма – это Северо –Двинская речная система. Вот уже много тысячелетий многочисленные реки и ручьи несут свои воды, каждая своим путем, пополняя водными потоками две великие реки России: Волгу и Северную Двину. Молома с притоками текут в далекий и теплый Каспий. Луза, Пушма и Юг – совсем в противоположную сторону – в Беломорье. Эти две речные артерии, сформировавшиеся в древние времена, дали нашему региону жизнь. Именно малые реки этих водных систем определили порядок, место и время приречных поселений.

    1. Первые поселения.

     

    Северные увалы в стародавние времена как бы обособляли нас от Вятской земли, устремляя наши взоры на север, к Устюгу Великому, сыгравшего основную роль в становлении нашего края. В те далекие времена, когда реки были единственными путями сообщения, через наши места шло заселение и освоение северо-восточной части Европы, как бассейна Северной Двины, так и Вятского края. Сейчас уже невозможно выяснить, сколько народов, племен и по какой причине, перемещались через наши края, начиная со второго тысячелетия (10-11 века) и далее на протяжении последующих столетий. Но новгородские славяне – колонисты, попадавшие различными судьбами на территории Вятской и Устюжской земель, уже застали здесь местные племена. Согласно исследованиям, на огромной территории от Балтики до Урала, жило единое по этническому происхождению население – финны. Это, несомненно, отразилось на общем укладе жизни территории, а сейчас проскальзывает в названиях рек и поселений. Археологические работы дают повод утверждать, что с 13 века на современной территории нашего края преобладали финно-угорские племена, предшественники современных коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов, марийцев. Можно сказать так, финские народы задолго до прихода русских освоили наш край, только заселение носило очаговый характер.

    Трудно установить, когда здесь появились первые русские поселения. Есть данные, например, в «Повести о стране Вятской», что этим путем (через Сухону и Юг и по Моломе - Вятке) шли к «каменному поясу» (Уралу) новгородские ушкуйники ещё в 12 веке. Более достоверно, что 13-14 веках, когда, спасаясь от татаро-монгольских поработителей, на северо-восток хлынули переселенцы из Владимиро-Суздальской земли. Они, несомненно, пользовались этим путем. Во всяком случае, в 16 веке, когда стала развиваться торговля в масштабе объединяющейся Руси, именно здесь шел путь, по которому товары Вятской земли шли на запад к Москве и на север к Архангельску, единственному тогда портовому городу.

     

    1. Вятско-Орлово-Велико-Устюжский тракт.

    По рекам Сухона, Юг, Молома, Вятка, а также Двина, Вычегда, Сысола, Луза, Летка, верховьям Камы и Вятки, через волока из одной реки в другую, санными зимними дорогами по рекам и вдоль рек, осваивались новые территории. Таким образом, сформировалось несколько почтово-торговых трактов. Один из них Вятско -_Орлово - Велико -_Устюжский тракт. Он проходил по территории нашего края. Из Великого Устюга путь шел по берегу реки Юг, через Шолгу на Подосиновец, на Лодейно по реке Пушма. Вблизи Кайского болота, в верховьях реки Моломы, существовал волок из реки Пушмы в Молому. По Моломе тракт пролегал до Орлова. Всего, примерно, 300 верст. По тракту в обе стороны следовали обозы с самыми разнообразными товарами. Какой груз, какие товары перевозились? Уточнить теперь невозможно. Но стоит напомнить о замечательных русских вятских умельцах, мастерах на все руки, кустарях – ремесленниках, чтобы понять – было что перевозить! Чего только не производили они! Прежде всего, хозяйственно-производственный инвентарь, всякие сельско-хозяйственные орудия кузнечного производства: топоры, косы, серпы, лемеха и прочее. Без этого не мог, обходится не один крестьянский двор. А всевозможные вещи домашнего обихода. Где было их взять в ту пору? Были другие товары: зерно, лен, пушнина, рыба. В зимнюю пору по всей округе тракта разъезжали торговцы мануфактурой и галантерейными товарами. Древний торговый путь оправдывал свое существование.

     

    1. Верхне – Моломский монастырь.

    В этих лесных краях, прекрасных своей первозданной красотой, по берегам полноводных рек, селились люди. В верховьях реки Моломы в 1663 году была основана Верхне - Моломская пустынь. Её основали выходцы из Великого Устюга Иосиф и Игнатий. Позднее Иосиф отправился в Москву к царю Алексею, отцу Петра Великого, с просьбой признать новую обитель, пожаловать ей землю и потребу на строение. Царь такую грамоту дал и наделил церковной утварью. На высоком берегу Моломы были построены кельи для монахов. А в 1667 году возведена деревянная церковь в честь святого Николая Мирликейского и построена деревянная колокольня. Вокруг монастыря были раскиданы скиты монахов – отшельников. К территории монастыря относились земли деревень Верхний и Нижний починок, Частушонки, села Спасского. Монастырь не раз получал дорогие вклады. В 1684 году мать Петра Первого Наталья Кирилловна подарила монастырю Евангелие с серебряной отделкой и книгу «Апостол» - в вечное поминовение по мужу своему Алексею Михайловичу.

    В 1717 году купцы из Великого Устюга на свои средства построили летнюю деревянную Спасскую церковь. Место для ее постройки выбрали не только красивое, но и такое, чтобы предусмотреть возможные нападения врагов. С одной стороны крутой склон, с другой глубокий овраг, заросший кустарником. О строительстве монастыря существует много легенд. Одна из них повествует о том, что строили его четыре мастера-богатыря. Построена церковь за одно лето людьми талантливыми, умными, сильными. Невозможно представить силу этих умельцев. Все сооружение воздвигалось из огромных сосен диаметром до 50 см, возраст деревьев был около 300 лет. Строители – богатыри не использовали при постройке ни одного гвоздя, единственными орудиями труда были остро отточенные топоры. Здание состоит из бревенчатого четверика, увенчанного одной главой. К нему прирублено с трех сторон крытое гульбище (трапезная). С восточной стороны к четверику пристроен пятистенный алтарь с бочкообразным покрытием и маленькой главкой. Окна небольшие, с решетками, снаружи на них резные наличники. Внутренний вид здания также отличался простотой и величием. Пол из длинных широких половиц, вдоль стен трапезной и сейчас стоят широкие скамьи. Стены и потолок церкви отделаны белым холстом. Купол изнутри отделан сценками из жизни святых. В несколько рядов по простенкам между окон висели иконы, сделанные из пород твердых деревьев. Это уникальное здание – одно из старейших памятников древнерусского деревянного зодчества

    (см. фото 3). Существовал монастырь с 1663 по 1764 год. В 1764 году монастырь был закрыт Екатериной Второй, монахи разъехались по монастырям России, а церковь стала именоваться приходской.

    В 1835 году вместо первой деревянной зимней церкви построили каменную, которая в полуразрушенном состоянии сохранилась до нынешних лет. Кирпич для постройки вырабатывали на месте ручным способом. Известь привозили из ближайших месторождений.

    Первая деревянная шатровая колокольня тоже пришла в негодность, в 1858 году на ее месте была построена каменная. Она не сохранилась до наших времен, в 1945-49 годах ее разобрали, а кирпич развезли по различным организациям района. Время и климат неумолимо делают свое дело. Постепенно ветшает и разрушается творение древних мастеров. Спасско – Никольская церковь, сохранившаяся до наших дней, нуждается в помощи.

     

    1. Перепись населения 1859 года.

     

    Во второй половине 19 века на берегах реки Кузюк стали селиться раскольники или старообрядцы. Наши лесные края стали надежным убежищем для крестьян, бежавших на север после раскола православной церкви. Не случайно железнодорожная станция, позднее возникшая неподалеку от тех мест, получила название Староверческая.

    По данным переписи населения, проведенной в 1859 году («Вологодская губерния», том 7, «Список населенных пунктов», Санкт-Петербург, 1866 год) на территории будущего Опаринского района площадью 5376 кв. км., уже имелось 40 населенных пунктов, 273 хозяйства, проживало 2073 человека. Плотность населения составляла 38 человек на 100 кв. км. Поселения тяготели к рекам Моломе, Кузюку, Паломице, Волманге. Северная часть и междуречье были покрыты лесами. Из-за заболоченности и непроходимости считались непригодными к освоению.

    По берегам Кузюка в то время располагались такие населенные пункты (цифрами указано число дворов и жителей):

    Липовский Починок 2 15

    Сергеевская Веретея 2 15

    Новокузюкская 2 17

    Поповская 2 19

    Кузюкский Починок 1 2

    Мутница 2 11

    ВСЕГО: 11 79

    Более густонаселенными были места по речке Паломица и в верховьях Моломы:

     

    Верхний Починок 9 72

    Нижний Починок 11 124

    Монастырь 4 26

    Починок 6 40

    Нижняя Паломица 21 155

    Чудалово 11 91

    Каменная гора 2 11

    Верхняя Паломица 9 111

    Кузнецовская 4 99

    Холоватка 15 99

    Нижняя Волманга 16 136

    ВСЕГО: 108 964

     

    Низовья Моломы были заселены следующим образом:

    Дуванное 16 116

    Чалбун 3 25

    Слудка 4 42

    Шабуры 4 15

    Избновский Починок 2 22

    Лукинская 10 71

    Андреевская 3 15

    Шабурский Починок 3 20

    Чупановская 7 52

    Омелинская 9 84

    Журавленки 12 104

    Мамошинская 10 43

    ВСЕГО: 83 609

     

    Интересны данные переписи 1859 года на территории нынешнего Стрельского округа:

    Стрельская 8 68

    Нижнестрельская 2 7

    Сапоговская 8 68

    Заглядовская 2 16

    Вотяковская 6 59

    Шадринская 7 48

    Волгарица 8 57

    Горка 5 25

    ВСЕГО: 46 348

     

    • населенные пункты были связаны единственной дорогой, ведущей из Вятки через Орлов, Красное, Паломицу, Кайский Волок на Подосиновец и Великий Устюг. На всей территории были две церкви и два волостных правления. О школах в ту пору не помышляли. Семьи были очень большие. Но чем больше детей, тем больше считалось работников. Ведь основными занятиями наших прадедов было все-таки земледелие. В ту пору господствовала трехполая система. Зачастую вырубались леса; а на их месте сеялась рожь. Дело было не из легких. Чтобы вырубить гектар леса, требовалось 45 дней. В следующий год на сжигание леса требовалось столько же времени. На выращивание и уборку урожая 118 дней. Трудоемкая подсечная система, при которой один трудоспособный мог за лето подготовить к посеву 0,3 гектара, просуществовала в наших северных районах до Октябрьской революции.

     

    7. Крестьянское самоуправление.

     

    При царе батюшке в старые времена (конец 19 века) все же существовали зачатки демократии. Крестьянам дозволялось решать свои дела «миром» - на сходках. Их существовало 3 вида: деревенские, сельские, волостные. В отличие от первых двух на волостной собирались делегаты, так называемые десятизворные выборные: один из десяти дворов выбранный на деревенском сходе. Правом голоса, независимо от того, где находился сход, пользовались только мужики – главы домохозяйств. Женщины принимались на равных лишь в том случае, если они сами управляли своим хозяйством (вдовы). Собираться на сельский или волостной сходы было непросто, поэтому созывались они не более 2 раз в году. Сход получался многочисленным и по сути неуправляемым. Прежде всего, на волостном сходе выбирали разных должностных лиц: волостного старшины, его помощника: волостных судей, утверждались расходные на год. Одновременно устанавливалось и жалованье для выборных лиц: обычно мизерное, поскольку считалось, что они выполняют общественные обязанности без отрыва от своего хозяйства и назначали старосте примерно 15-20 рублей в год, волостному старшине 30 рублей (см. фото 4). Работа волостного судьи и вовсе не оплачивалась. Считалось, что он теряет в году не более 10 дней. А вот размер жалованья волостному писарю каждый раз вызывал продолжительные жаркие споры. Писарь назначался на работу самым земским начальником. И все мужики умудрялись включать в жалование писарю и все канцелярские расходы. Даже помещики нанимались писарям за свой счет. Стоит ли удивляться, что при таких зарплатах и сельский староста, и волостной старшина, и волостной писарь не брезговали взятками и вымогательствами. Обычно сходы проходили в здании волостного правления в «сборной» комнате. Сидеть на сходах не полагалось. Никакого президиума не избиралось. Волостной старшина или староста объявлял, какой вопрос надо решать, и начиналась горячая перепалка. Говорили все разом, шум стоял неимоверный. Стихал, когда все уставали от крика. Тогда, наконец, принималось решение. Писарь тут же оформлял так называемый приговор. После этого все начинали его подписывать. Грамотные расписывались за себя и за неграмотных. Все подписи заверял староста, ставя печать, предварительно закоптив ее на свече, чтобы остался оттиск.

    1. Мужицкое правосудие.

     

    Царский закон «Общее положение о крестьянах», принятый после отмены крепостного права, установил для крестьян свою инстанцию судебную в виде волостного судьи. Избирались судьи на волостном сходе сроком на 3 года, в порядке общественной повинности, то есть без всякой оплаты. Подбирали людей более или менее грамотных, способных «заглянуть» в законы, рассудительных, разбирающихся в жизненных перепитиях. Зачастую, правда, на решение суда, влиял волостной писарь, который считался и делопризводителем суда, подсрывая судьям такие статьи законов, которые считал выгодными для стороны, успевшей задобрить его магарычем или взяткой. Обстановка в судебном присутствии была торжественной. Посреди комнаты стоял большой стол, покрытый зеленым сукном, на столе «царское зеркало», монумент на 3 ножках, высотой чуть ли не метр. Грани и ножки отделаны исконой деревянной резьбой, ярко позолочены. По бокам с трех сторон под стеклом помещены особые царские рескрипты (указы), причем один из них еще Петра Первого, другой Екатерины Второй, говорящие о высоком долге судей. А сверху тоже позолоченный, вырезанный из дерева царский герб. На столе присутствовал обязательный портрет царя. В комнате не полагалось сидеть никому кроме судей и писаря. Все вызванные по делу стояли в почтительном отдалении от судейского стола. После допросов суд оставался в этой комнате для выяснения приговора. Дела рассматривались уголовные и гражданские. Преобладали дела гражданские. Любил сутяжничать Шабурский торговец Рудаков. Он так наловчился оформлять свои многочисленные иски, что суду приходилось, скрепя сердце, удовлетворить их. Изредка волостной суд приговаривал к лишению свободы обвиняемых по уголовному делу. Арестовывали суток на пять, на шесть. Для этого имелась «кутузка» - арестное помещение с железной решеткой в окне. Арестованный сам в назначенное время являлся со своими продуктами и «помещался» в этой кутузке. Побывавшие, один раз под арестом, остерегались второго – стыдно, срамно было перед людьми.

     

    1. Возникновение станции Опарино.

     

    На территории нашего поселка Опарино до конца прошлого столетия были сплошные леса, изобильно полные северной флорой и фауной. С началом строительства Пермь – Котласской железной дороги возникла маленькая станция Опарино. По предложению жителей название ее возникло от фамилии человека, строившего станцию и этот участок дороги, подрядчика Опарино; сами строители жили в деревне Опаренки, что находилась поблизости.

    Первыми и некоторое время единственными зданиями на станции Опарино были вокзал, 2 жилых дома, баня, водонапорная башня, пакбауз, багажный сарай и казарма путевых рабочих у западного переезда (см. фото: 5,6,7,8)

    Толчком к росту населения поселка и района послужила волна переселенцев из Прибалтики, Белоруссии и других мест. После поражения первой русской революции 1905 - 1906 годах, царское правительство, напуганное ее размахом, стало осуществлять так называемые столыпинские реформы, чтобы с одной стороны, рассредоточить и разобщить революционные элементы деревни, с другой стороны – создать себе опору в лице «крепких хозяев» хуторян. С этой целью в глухих необитаемых местах отводились участки земли (хутора), на которых крестьяне поселялись добровольно. Им предоставлялись значительные по размеру участки земли и льготы по налогам. Были отведены земли для переселенцев и на территории нашего района. Основной их приток приходится на 1907 - 1912 годы (см. фото 9). Нелегко было переселенцам добираться до своего нового места жительства, нелегко было осваивать отведенные им земли. Приходилось валить лес, корчевать пни, осушать болота, прокладывать дороги. Силы нужны были немалые, кусок хлеба доставался тяжким трудом. И все же, к 1941 году число переселенцев достигло 8-10 тысяч. К этому времени стали прибывать латыши и поляки.

     

    10. Рассказ Дударева А.Н., старожила п. Опарино.

     

     

    «Мой дед Семен Николаевич Барковский, с братом Константином, с сыном, дочерьми, зятьями приехали сюда в 1912 году из Белоруссии на постоянное место жительства. Им отвели 5 хуторов на берегах реки Осиновки. Дед получил хутор № 19 на участке № 113, где вместе с ним проживала моя бабушка, мама и я. Родственники старались получить хутора по возможности рядом, чтобы можно было помогать друг другу осваивать земли. Начинали с вырубки леса, который шел на постройку дома и на продажу. Случившийся пожар помог освоению земель. По гари без вспашки сеяли рожь, подсевали клевер на корм скоту. Каждая семья держала корову (первое время только летом), лошадь, овец. Все выращенное, перерабатывалось на месте. Почти в каждом доме была ручная мельница. Сами хуторяне мололи зерно, пекли хлеб, частенько добавляя в него картошку. В сумерках в избах зажигали чадящую лучину. Летом, пока тепло, почти все хуторские ходили босиком, в холодное время носили лапти: липовые, берестяные, ивовые, веревочные из отходов льна; валенки, одежду изо льна и шерсти, изготовленную дома. У нас имелась прялка, ткацкий станок. Мы жили на самообеспечении: ловили рыбу в Осиновке; в лесу водилось много зайцев, которые иногда наведывались есть капусту, много было тетерев, рябчиков, глухарей, на воде – уток. Летом собирали ягоды (в основном малину), носили продавать к поезду. Вот так и жили».

    Сейчас Дударев Александр Николаевич в возрасте, но руки работают очень делово. Может корзинку сплести и санки сделать, бурачок, пестерь, кадушечку из осины цельнодеревянную.

     

    11. Жизнь района и поселка в начале века.

     

    Отводом земли и устройством переселенцев ведало переселенческое управление, находившееся в деревне Нижняя Волманга. Только в 1912 году оно было переведено в Опарино. В связи с этим в Опарино были построены контора Переселенческого управления, где размещалось и лесничество (см. фото 10). Для вывозки леса, вырубленного на хуторах, в перспективе для связи с уездным центром городом Никольском переселенческое управление в 1909 году затеяло строительство железнодорожной ветки узкой колеи. За 5 лет полотно дороги было подготовлено до реки Моломы, на 12 километров уложены шпалы, рельсы, ходили поезда с маленькими паровозами «кукушками». В связи с начавшейся в 1914 году войной денег не стало, да и металл потребовался на иные цели. Строительство было прекращено, а рельсы и подвижной состав отправлены на заводы. С 1911 года Опарино стало центром самостоятельной волости Романовской, возглавляемой волостным правлением. С ростом населения развернулось строительство новых зданий. В 1912 году построены церковь и церковно – приходская школа (см. фото 11), полицейский кордон, двухэтажная казарма стражников, переселенческий барак, жилые дома для служащих (см. фото 12-16). Для развернувшегося строительства и заготовки леса из Вятки была привезена рота арестантов, разместившаяся в тюрьме. В 1917 году в Опарино насчитывалось уже 40 домов. С появлением новых деревень и хуторов стали организовываться медицинские пункты, открываться больницы. Первые больницы – стационары были открыты в селе Молома, Шабурах и селе Красном. В первые годы 20 столетия, среди переселенцев, появились врачи, среди них супруги Рузгис. С их именем связано строительство типовой больницы на 50 коек в Опарино. В период 1907-1912 годов были построены здания амбулатории, хирургического и терапевтического отделений, пищеблока, несколько позднее инфекционное отделение и роддом. Основными занятиями населения были земледелие, скотоводство. По обе стороны железно-дорожной ветки, соединявшей Вятку с Котласом, лежала вековая тайга. Лесоразработки велись далеко от деревень, рабочие жили на месте работ в особых лесных избушках «подкурах» В Опарино была лесопилка с локомобилем. Старожилы рассказывали, что на берегу реки Лузы намечалось построить пороховой завод, а на месте поселка город Алексеевск – в честь наследника престола. Поэтому видимо, в Опарино с самого начала прокладывались широкие улицы, разбитые на разные кварталы. Жаль, что планам этим осуществиться не было дано. Помешала война, повлекшая революцию.

    12. Опарино в 1917 году.

     

    Все большее недовольство вызывала затянувшаяся империалистическая война. Все больше возвращалось на Родину, искалеченных на фронтах солдат. Вернулся из окопов на свой хутор и сын бедного крестьянина Ян Нагель. Послушать его рассказы, собиралось не мало народа, приходили и железнодорожники. И когда телеграф принес весть о февральской революции, то именно железнодорожники станции Опарино разоружили жандармейского унтерофицера Пистолеко, а потом с помощью проезжавших в поезде солдат арестовали поселковых полицейских во главе с приставом и урядником. Работавшая на лесозаготовках рота арестантов обезоружила тюремную стражу, разбила окна и разбежалась. Только железные решетки на окнах, да разбросанный арестанский скарб напоминали о случившемся. В 1918 году, когда на железной дороге не хватало топлива, бывшую тюрьму разобрали на дрова. На этом февральская революция в поселке закончилась.

    Летом 1917 года с фронтов хлынула людская лавина, а с нею целый арсенал всякого оружия и боеприпасов. В деревнях и на хуторах стало расспространятся самогоноварение. Процветала спекуляция, участились случаи воровства. Если в то время в Питере было двоевластие, то в Опарино ни какой власти не замечалось. Не кому было обуздать людскую стихию, навести порядок в поселке и по железной дороге. И тогда Опаринские железнодорожники по примеру своих коллег из Мурашей создали красногвардейский отряд, командиром его был Александр Абрамович Рууз (см. фото 17), работающий в ту пору конторщиком – телеграфистом на станции Опарино. На первых порах отряд был не большим. В него вошли станционный сторож Илья Мышкин, стрелочники Кокоулин, Спицын, Носков, весовщик Свиньин, второй помощник начальника станции Тимин, ремонтные рабочие братья Лобковы, путеобходчик Тарасов, рабочий Урванцев, житель поселка Иван Девятериков. После того, как отряд вооружился, он стал достаточно внушительной силой, способной поддержать порядок не только на железнодорожной станции, в поселке, но и в волости.

    Весть об Октябрьской революции собрала в поселке Опарино многочисленный митинг. А вскоре председателем волисполкома стал Ян Нагель, сплотивший вокруг себя активную часть населения поселка, особенно молодежь.

    В июле 1918 года по постановлению съезда Советов пяти Северо-восточных уездов Вологодской губернии была образована Северо-Двинская губерния, в состав которой вошел Никольский уезд, а значит и Опарино.

    13. Становление Советской власти.

     

    8 июля 1918 года была создана партийная группа РКП (б). Этой датой отмечена организация эстонской секции большевиков, которая состояла из 19 человек. В нее входили А. Рууз, братья Оя, Павел Лозовский, Ян Нагель и другие. Организатор Альфред Оя (см. фото 18).

    В июне 1919 года был организован коммунистический союз молодежи. Одними из первых комсомольцев были Шубин Николай, Вишняков Борис, Моданов Сергей, Девятериковы Иван, Андрей и Анна, Лопаткин Илья, Лиза, братья Матвеевы и Груздевы, Коснырев Сергей, Пластинин Павел, Казаковцев Иван (см. фото 19).

    Из воспоминаний Коснырева С.С.: «Было это так: родители мои жили в поселке Опарино с 1909 года. Я, окончив городское училище в

    г. Вятка, учился в Речном. Со второго курса (практику проходил на Северной Двине) в апреле 1919 года получил приказ выехать на пароход «Благовещенск», но там я заболел сыпным тифом и после лечения в госпитале на один месяц был отпущен домой. Так вот, находясь в отпуске в Опарино в июне 1919 года я встретился с секретарём Вятского губкомакомсомола товарищем Подволоцким И. В личной с ним беседе о нашей тогда молодёжи, а было нас тогда совсем немного, но жили весело, были хоровой, музыкальный и драматический кружки, товарищ Подволоцкий предложил мне собрать всю нашу молодёжь, рассказать о необходимости организации ячейки РКСМ, а через три дня выслал мне членские билеты и литературу. Я провёл оргсобрание, на котором был избран председателем ячейки РКСМ, секретарём – Лопаткин Илья. Так мы начали работу. Ячейка наша была малочисленна – 6 - 8 человек. Немного позже я был вызван на второй губсъезд РКСМ, но мой отпуск закончился». Из воспоминаний Моданова С.А.: «В 1919-1920 годы я впервые начал общественную работу в комсомольской организации посёлка Опарино. В те годы я работал телеграфистом на железнодорожной станции Опарино. Вожаком тогда у нас был сын коммуниста Шубина. Из комсомольцев того периода помню Илюшу Лопаткина, его сестру Лизу, Петю Трапицына, Борю Вишнякова, военного комиссара Козонева, учительницу Замышляеву, фельдшера Василия Михайловича. Хорошо помню, как под руководством Коли Шубина у нас был кружок докладчиков, много ставили спектаклей, охраняли, патрулировали железнодорожное полотно. В тот период в лесу скрывались враги Советской власти, дезертиры из армии, были случаи поджога вагонов около станции. Были поджоги в лесу, часто угрожавшие железнодорожной станции и посёлку. Несмотря на продовольственные и другие трудности, мы дружно и много работали, особенно в клубе. Жили весело. В этот период были курсы избачей. Курсантки Мария Коноплёва, Серкина и другие активно работали в комсомольской организации и в клубе. За всю длинную жизнь я всегда тепло вспоминаю первые шаги комсомольской организации».Несколько позже стали создаваться комсомольские и партийные организации на селе. В 20-х годах созданы комсомольские организации в д.Слудка, Шабурах, Шадрино. И уже в мае 1920 года на уездный съезд комсомола была избрана делегация в составе 6 человек. Им пришлось шагать в город Никольск пешком 250 км.

    (см. фото 20) В 1922 году в Опаринском районе было 7 комсомольских организаций, объединявших 43 комсомольца. Комсомольцы помогали в работе продотрядов, в борьбе с кулачеством. Новая власть придала большое значение культурно - просветительской работе, свидетельство тому – сообщение в газете «Деревенский коммунист» от 6 марта 1919 года, в которой рассказывалось об открытии в день годовщины Красной Армии Народного дома в посёлке Опарино. С 5 часов вечера и до 5 часов утра были спектакли на русском, эстонском, латышском языках, народу было так много что зрительный зал не мог вместить всех желающих присутствовать на спектакле. Вскоре была открыта публичная библиотека с книжным фондом 998 томов книг на русском, эстонском, латышском языках и 190 томов на немецком языке.В 20-е годы в районе действовало 2 семилетние школы (в п.Опарино и в с.Красном) и 22 начальных. А жизнь выдвигала множество больших и сложных вопросов, решать которые надо было безотлагательно.

     

     

     

     

     

     

     

    Просмотров: 1172 | Добавил: kremuz-oparino | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar